Могила Нечаева
высота 167,3
Понедельник, 20.11.2017, 12:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Высота 167,3 Военно-историческая справка [1]
Документы Центрального архива Министерства обороны РФ [4]
Письма и воспоминания участников сражений [14]
Списки погибших в районе Могилы Нечаева [3]
Седой курган,покрытый вечной славой. [4]
Глава из книги "Медаль за бой,медаль за труд"
Постановление Верховного Совета Украины [1]
Статьи Игнатенко Л.А. [6]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи Игнатенко Л.А.

Подвиг пламенных сердец

7 августа 1941 года летчики-истребители ВВС Африкан Карпов и Федор Большаков совершили на Южном фронте единственный в истории РККА «двойной огненный таран» механизированной колонны противника!

ПОДВИГ ПЛАМЕННЫХ СЕРДЕЦ

ИГНАТЕНКО Леонид Александрович – краевед, магистр, выпускник Российского университета дружбы народов (РУДН) 1978 г. (E-mail: ignatenko1949@mail.ru).

 

    Огненным тараном принято называть поражение военным летчиком наземного объекта противника ударом корпуса летательного аппарата. Как правило – ценой своей жизни. Это последняя возможность пилота нанести максимальный ущерб врагу на поврежденном средствами ПВО или истребительной авиацией самолете, сохранившем управление. Известно множество таких актов самопожертвования советских авиаторов во время Великой Отечественной войны. О подвиге двух военных летчиков – младшего лейтенанта А.П. Карпова и старшего лейтенанта Ф.В. Большакова из 298-го ИАП, которые сознательно, с интервалом в несколько секунд, направили свои подбитые, объятые пламенем И-16 в немецкую колонну с живой силой и техникой, широким кругам общественности ничего не было известно. Вплоть до настоящего времени.

 

Пролог

 

     298-й ИАП, как и ряд других авиационных частей, был сформирован по приказу Ставки на Южном фронте – в Вознесенске под Николаевом, уже в ходе войны. Командный состав состоял из небольшой группы кадровых летчиков ВВС, а основная часть летного состава была укомплектована молодыми пилотами выпуска 1941 г., прибывшими из Качинской военной авиационной школы.

     К началу июля 1941 г. полк под командованием майора А.П. Прудникова был полностью сформирован и начал учебно-боевые полеты.

     С 19 июля1941 г. летчикам полка были поставлены боевые задачи по прикрытию с воздуха городов Вознесенск, Запорожье, Днепропетровск, а также штаба ВВС Южного фронта, который дислоцировался в то время в Николаеве. Опытные командиры звеньев и эскадрилий вступили в воздушные бои с противником, прикрывая с воздуха железнодорожный мост через реку Южный Буг, который немцы старались разрушить. Молодежь хоть и стремилась в воздушные схватки, но ее боевой пыл командиры осаждали и продолжали обучать на земле и в воздухе тому, что необходимо на войне. Боевой счет уничтоженным немецким самолетам открыли в этот период майор Ф.М. Булгаков (31.07.41 г. – Ю-88), мл. лейтенант А.П. Карпов (01.08.1941 г. –  Ю-87, 05.08.1941 г. – Ме-109), ст. лейтенант А.А. Чайка (05.08.1941г. – Хе-126), лейтенант Л.П. Шорохов (05.08.1941 г. – Ме-109).

     5 августа 1941 г. полк понес первые тяжелые потери: во время вражеского налета на аэродром был сбит в воздушном бою лейтенант Л.П. Шорохов, а майор Ф.П. Булгаков погиб при взлете с полевого аэродрома «Мартыновский» близ Вознесенска из-за отказа двигателя.

 

Шаг в бессмертье

 

     Вот в такой обстановке летчики сформированного 298 ИАП, летавшие на легких маневренных истребителях И-16, вступили в бой. Им ставили задачи вести борьбу не только с воздушным, но и с наземным противником, уничтожать на земле его живую силу и технику. Эффективность штурмовых действий авиации неоспорима и сомнений не вызывает. Однако опасность такого рода боевой деятельности для пилотов, летавших на истребителях, не предназначенных для этих задач, была слишком очевидной. Но в тяжелое для страны время летчики мало думали о собственной безопасности. Они больше заботились о том, чтобы нанести противнику наибольший урон. Помогая обороняющимся наземным войскам, летчики-истребители делали по несколько боевых вылетов в день на штурмовку наземных целей. Что и говорить – мера вынужденная: выпуск самолетов-штурмовиков Ил-2 в то время только начинался и не был таким массовым, как в последующие годы Великой Отечественной войны.

     7 августа 1941 г. под вечер полк получил приказ: направить все готовые к вылету истребители в район 60-70 километров севернее Вознесенска и нанести штурмовой удар по обнаруженной там механизированной колонне противника. Сводную авиационную эскадрилью, состоящую из восьми И-16 возглавил командир 1-й АЭ старший лейтенант А.А. Чайка. Летчики быстро обнаружили колонну, и эффективно, в несколько заходов, атаковали ее. Однако, два И-16, подожженных огнем зенитной артиллерии, не вернулись на свой аэродром. Судьбу летчиков и подробности того отчаянного штурма немецкой механизированной колонны мне удалось выяснить в Центральном архиве Министерства обороны РФ ( ЦАМО), где хранятся документы РККА периода Великой Отечественной войны.

 

     Из наградного листа А.П. КАРПОВА[1] (здесь и далее сохранена орфография оригиналов):

     «…Всю свою жизнь был беззаветно предан партии Ленина-Сталина и Советскому Правительству и за дело партии погиб 7.8.1941 г. в Арбузинке вблизи Вознесенска во время штурмового налета на мотомехчасти противника.

     Горел желанием разгромить врага всяческими способами. В бою был всегда инициативен и смел. Отлично знал тактику и приемы воздушного боя. За время войны с немецкими фашистами имел 39 боевых вылетов с боевым налетом 25,5 часов.

     С 15.7.1941 года до момента сдачи Вознесенска (06.08.1941 г.) активно нес непрерывную боевую службу по прикрытию Вознесенска от налета фашистских самолетов.

     1.8.1941 г. в районе Вознесенска первым врезался в строй шестерки фашистских бомбардировщиков, расстроил строй и своими атаками сбил один бомбардировщик.

     2.8.1941 активно участвовал в отражении атаки 5 фашистских бомбардировщиков, в результате чего бомбардировщики до Вознесенска допущены не были и были расстроены.

     5.8.1941 на аэродроме «Мартыновский» патрулируя в паре с командиром 1-й авиаэскадрильи ст. лейтенантом Чайка сбили фашистского разведчика «Хеншель-126», нанеся 10 пулевых ран летчику. Экипаж сбитого самолета взят в плен.

     В тот же день на аэродроме «Мартыновский» первый принял на себя удар налетевших на аэродром 8 фашистских истребителей Ме-109, в течение 30-40 минут искусно вел неравный бой с ними, будучи непрерывно атакуем 5-ю Ме-109 и в этом бою сбил одного Ме-109.

     6.8.1941 г. принимал активное участие в штурмовом налете на мотомехчасти противника, занявшие Вознесенск.

     7.8.1941 г. при повторном налете на Вознесенск, Арбузинку при атаке на цель мотомехколонны противника в дер. Арбузинка был подожжен огнем ЗА и ЗП и не выходя из пике врезался в строй мотомехколонны противника.

     Из боевой работы мл. лейтенанта Карпова в борьбе с белофиннами в 1940 году у тов. Карпова имелись следующие заслуги:

     Боевых вылетов 23 с боевым налетом 23 часа.

     25.2.1940 г. на ст. Вайникала обстрелял три железнодорожных состава и вывел из строя паровоз.

     27.2.1940 г. подавил батарею тяжелой артиллерии противника из 6 пушек, зажег дом, вывел из строя 7 автомашин и уничтожил группу пехоты 30-40 человек.

     4.3.1940 г. в воздушном бою сбил бомбардировщик марки «Блейхейм-Бристоль».

     Младший лейтенант Карпов погиб смертью храбрых и одним из преданнейших бойцов-коммунистов делу партии Ленина-Сталина.

     Ходатайствую о представлении младшего лейтенанта Карпова к награждению боевой правительственной наградой – ордену Ленина.

     Командир 298 ИАП майор (подпись) Прудников.

     Комиссар 298 ИАП батальонный комиссар (подпись) Загуменов.

     8.8.1941 года, г. Николаев».

 

     Из наградного листа Ф.В. БОЛЬШАКОВА[2]:

     «…Всю свою жизнь был беззаветно предан партии Ленина-Сталина и Советского Правительства и за дело партии погиб 7.8.1941 г. во время штурмового налета на мотомехчасти противника в дер. Арбузинка вблизи Вознесенска.

     Горел желанием разгромить врага всяческими средствами.

     В бою был инициативен и смел.

     За время войны с немецкими фашистами имел 29 боевых вылетов с боевым налетим 16 часов.

     С 15.7.1941 года до момента сдачи Вознесенска активно нес непрерывную боевую службу прикрытия Вознесенска от налета вражеских самолетов противника.

     2.8.1941 г. активно участвовал в отражении удара 5 фашистских бомбардировщиков, в результате чего бомбардировщики до Вознесенска не дошли и были расстроены.

     3.8.1941 г. при атаке 3-х самолетов Ю-88 вывел из строя один мотор на Ю-88. Из боя возвратился, имея несколько пулевых пробоин в самолете.

     6.8.1941 г. участвовал в штурмовом налете на мотомехчасти противника, занявшие Вознесенск. Самолет из боя возвратился, имея пробоины.

     7.8.1941 г. при повторном налете на мотомехчасти противника в Вознесенске и Арбузинке был подбит ЗА и ЗП и не выходя из пике врезался в колонну противника.

     Старший лейтенант Большаков погиб смертью храбрых и одним из преданнейших бойцов-коммунистов делу партии Ленина-Сталина.

     Ходатайствую о награждении ст.лейтенанта Большакова боевой правительственной наградой – орденом Красного Знамени.

     Командир 298 ИАП майор (подпись) Прудников.

     Комиссар 298 ИАП батальонный комиссар (подпись) Загуменов.

     8.8.1941 года, г. Николаев».

    

     Постановлением Военного Совета Южного фронта № 016/н от 05.11.1941 г., утвержденном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15.12.1941 г., ходатайство командования полка было удовлетворено – мл. лейтенант А.П. Карпов и ст. лейтенант Ф.В. Большаков награждены орденами Ленина и Красного Знамени соответственно (посмертно).

 

Эпилог

 

     С позиций сегодняшнего дня можно только предположить, какая драма разыгралась в тот день над Арбузинкой, и какой нелегкий в своей неотвратимости выбор пришлось сделать двум советским летчикам в течение нескольких секунд. Ясно одно: мгновенно приняв нелегкое, убийственное для себя и противника решение, они абсолютно сознательно применили безупречные летные навыки для своей последней – таранной атаки цели, которой нанесли максимально возможный в такой ситуации ущерб.

     Причиной несправедливого, однако, совсем неумышленного забвения этого выдающегося подвига двух летчиков-истребителей, стал очевидный объективный факт: к 1945 г. прямых участников героического того боевого вылета – свидетелей величайшего взлета человеческого духа – в полку уже не осталось. Погибли командир полка майор А.П. Прудников, командир эскадрильи А.А. Чайка, выбыли из полка другие летчики. В 1941 г. по известным причинам военное делопроизводство велось нерегулярно – сохранилось крайне мало документов полкового звена за этот период. К счастью, в неприкосновенности остались наградные документы летчиков – они благополучно ушли в вышестоящие инстанции и, пройдя длительный маршрут, попали на постоянное хранение в ЦАМО СССР (РФ). Со временем, после войны о легендарном подвиге летчиков могли рассказать лишь немногие из ветеранов полка, которые сами, однако, очевидцами события не являлись. По этой причине их редкие, скромные печатные воспоминания не привлекли к себе внимания специалистов-историков, поскольку невозможно было доказать их объективность.

      А вот Постановление Военного совета Южного фронта, утвержденное Президиумом Верховного Совета СССР (с приложенными к нему наградными листами, выдержки из которых приведены выше), долгое время хранившее тайну подвига – это уже официальный юридический документ. На сегодняшний день он является хоть и единственным, но абсолютно неопровержимым доказательством ранее неизвестного «двойного огненного тарана», совершенного героями-летчиками. Документ этот заверен подписями командующего войсками Южного фронта генерал-полковника Черевиченко, членов Военного совета фронта дивизионных комиссаров Рябченко, Корниец, Задонченко, Бородина, командующего ВВС фронта генерал-майора Вершинина, военного комиссара ВВС – бригадного комиссара Алексеева. Излишне напоминать, что во время боевых действий содержание подобных документов многократно проверялось соответствующими компетентными органами.

     Тем ценнее открытие! Как выясняется, это пока единственный в истории ВВС Красной Армии «двойной огненный таран», имеющий документальное подтверждение в ЦАМО РФ!

     На Николаевщине в Украине, где произошел подвиг, имена летчиков пока еще не увековечены. Однако, как сообщает газета Николаевская областная газета «Южная правда» от 30.10.2014г. (№ 131 (23301), председатель областного совета Тарас Креминь, узнав о выдающемся подвиге летчиков-истребителей, отреагировал на сообщение в тот же день. В телефонном разговоре с председателем Арбузинского райсовета Виктором Захарченко он НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДОВАЛ сделать все возможное, чтобы увековечить уникальный подвиг летчиков во время Великой Отечественной войны. Хочется верить, что имена младшего лейтенанта А.П. Карпова и старшего лейтенанта Ф.В. Большакова появятся на братской могиле в Арбузинке к 70-летию Победы. Герои-летчики, чьи пламенные сердца сгорели ярким, немеркнущим светом в бою за свободу и независимость нашей общей в то время многонациональной и многоязычной Родины, заслужили такое право у потомков еще 7 августа 1941 года.

 

                                                      ПРИМЕЧАНИЯ

    

1. Младший лейтенант КАРПОВ Африкан Петрович, 1915 г.р., русский, кандидат ВКП(б), в РККА с 1936 г., командир звена 298 ИАП, приказом Главного управления кадров ВВС Красной Армии № 011/проп. от 15.02.1942 г. исключен из списков Красной Армии, как погибший на фронтах против немецко-фашистских захватчиков. Местом жительства семьи обозначен УРВО (Уральский военный округ). Увековечен в Книге Памяти Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, Россия.

 

2. Старший лейтенант БОЛЬШАКОВ Федор Васильевич, 1913 г.р., русский, кандидат ВКП(б), в РККА с 1931 г., командир авиаэскадрильи 298 ИАП, приказом Главного управления формирования и комплектования войск Красной Армии № 0971/пр. от 26.10.1942 г. исключен из списков Красной Армии, как пропавший без вести 05.08.1941 г. Жена ЯКОВЛЕВА Вера Федоровна проживала в 1941 г. по адресу: г. Запорожье, ст. Мокрая, дом начсостава.

Фото_1: Штурмовые действия И-16 (фото из интернета, автор неизвестен).

Фото_2: Огненный таран И-16 (фото из интернета, автор неизвестен).

Категория: Статьи Игнатенко Л.А. | Добавил: Политрук (15.11.2014) | Автор: Игнатенко Л.А.
Просмотров: 585 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • база данных ПОДВИГ НАРОДА
  • Никопольские страницы истории
  • Центральный архив Министерства обороны РФ(списки погибших)
  • Международная Лига защиты человеческого достоинства и безопасности
  • Инструкции для uCoz

  • ОБД МемориалПодвиг Народа Никопольские страницы истории
    Игорь Скрипка © 2017 Использование материалов с обязательной ссылкой на сайтБесплатный конструктор сайтов - uCoz